Неудержимый и страстный миссионер новоорлеанского джаза 5 февраля 1937 года в городе Бриджпорте штата Коннектикут родился Большой Билл Биссонет (“Big” Bill Bissonnette) – неистовый тромбонист, отличный барабанщик, а также удачливый бэнд-лидер и продюсер, всю свою жизнь активно продвигавший стиль классического новоорлеанского джаза. Большой Билл был учеником и протеже одного из самых великих новоорлеанских тромбонистов, тоже Большого, Джима Робинсона (о котором мы совсем недавно писали – vk.com/wall-43416763_15119). А игре на барабанах Билла учил не менее знаменитый Sammy Penn. Вообще, часто общаясь и играя с признанными ветеранами джаза, Большой Билл быстро обзавёлся легендарными друзьями и сувенирами: в личной коллекции “артефактов” музыканта бережно хранятся трещотка от Бейби Доддса, “колотушка” от Кида Томаса Валентайна и один из мундштуков его учителя и кумира, Джима Робинсона. Билл Биссонет всегда был страстным фанатом и неустанным «миссионером» музыкальных джазовых традиций новоорлеанского джаза – такого, каким его играли чернокожие бэнды начала прошлого века. И чтобы исполнять то, что он любил и как он любил, в 1960-х годах музыкант организовал собственный коллектив, “The Easy Riders Jazz Band”, а затем также учредил свой лейбл, “Jazz Crusade”. В тот же период времени Биссонет устраивал турне по Северным штатам для всё тех же своих вдохновителей – легенд новоорлеанского джаза, Кида Томаса Валентайна, Джорджа Льюиса и Джима Робинсона. При этом на самой джазовой сцене Биссонета считали фигурой противоречивой. Он часто рисковал, стараясь любыми средствами сделать запись какого-нибудь непонятного исполнителя, казавшегося ему интересным. Однако его собственный коллектив стал самым признанным ривайвал-бэндом своего времени, который записывался со множеством популярных музыкантов Нового Орлеана или новоорлеанского стиля. Биссонет привез в Америку Сэмми Римингтона – восходящую британскую звезду. Игравший на кларнете и альт-саксофоне, Сэмми тогда сотрудничал с “Ken Colyer's Jazzmen”, однако, поскольку ему уже довелось поиграть в турне с Биллом и его “International Jazz Band”, он, недолго раздумывая, ушёл от Коулера и принял предложение Биссонета стать постоянным участником “Easy Riders”. В результате их очень яркий и живой тромбонно-кларнетный дуэт стал одной из фирменных фишек группы, принесших им заслуженный успех в 60-х. Сам Биссонет в 1965 году занял первое место в номинации "New Young Artist" (“Новый молодой артист”) по результатам голосования “Jazzology Poll”. А 30 лет спустя, согласно тому же “Jazzology”, Билл Биссонет стал пятым в списке лучших джазовых тромбонистов. Ближе к 90-м Билл на какое-то время сошёл со сцены, посвятив себя написанию и затем публикации мемуаров ”The Jazz Crusade” c огромным количеством интересных историй про новоорлеанских музыкантов. В этот период он также активно занимался созданием серии дисков "Best of the Brits" (“Лучшие из Бринтанцев”) – на них были запечатлены наиболее значимые события в британском джазе. Затем Биссонет реанимировал свой лейбл и начал выступать снова. На сегодняшний день Билл спродюсировал более 130 сессий звукозаписи и сам появился более чем на 50 записях новоорлеанского джаза. Музыкант объездил весь мир в составе различных бэндов и, конечно же, постоянно гастролировал и со своим собственным “all-stars" коллективом. Среди тех, с кем ему довелось играть или записываться, были такие звезды, как Henry Red Allen, Victoria Spivey, Edmond Hall, Jimmy Archey, Zutty Singleton, George Lewis, Big Jim Robinson, Sammy Penn, Kid Thomas Valentine, Don Ewell, Creole George Guesnon, Dr. Michael White, Gregg Stafford, Freddy Lonzo, Tuba Fats Lacen, Pat Hawes, Bob Helm, Pops Foster, Paul Polo Barnes, Kid Sheik Colar, Alvin Alcorn, Alecs Bigard, Slow Drag Pavageau, Albert Burbank, и многие другие. Биссонет отошел от дел в 2006 году и сейчас живет в Конкорде, штат Северная Каролина. Пожелаем ему здоровья и успеха во всех творческих начинаниях, если такие вновь последуют. А пока – желаю нам всем проникнуться той фантастической свободой и радостью, которые излучает вся музыка бэнда «Большого» Билла Биссонета. Его манера исполнения на тромбоне считается довольно простой и непритязательной – скажем, по архитектуре его соло, но при этом "неистовой" по натиску и эмоциям. В аудиоподборке можно послушать композиции с наиболее показательных альбомов. Так, “Rhythm Is Our Business” был выпущен в 1986 году на “Jazz Crusade” c Полом Бёмке (Paul Boemke) на “язычковых”, Bob Shallue / Биллом Синклером на фортепиано, Джимом Тутункланом на контрабасе и Lasprogato на барабанах. Вновь играя свои излюбленные стандарты, музыканты всё-таки стремились сделать это слегка по-новому: например, основная тема “Perdido St. Blues” здесь сыграна – чуть ли не впервые в истории – тромбоном вместо традиционной трубы. А характерное сочетание нарочито простовато-сипловатого тромбона Биссонета с изысканно-изобретальным и лёгким кларнетом так или иначе превращает каждую композицию в приятное и весёлое развлечение. Ещё один яркий пример – знаменитая “The Mooche”, которая так ненавязчиво тянется, тянется – тихими, но свингующе-увлекательными нюансами ритма и звучания, так что хочется, чтобы это приятное покачивание никогда не заканчивалось. Сдвоенный альбом “Easy Riders Jazz Band. Then & Now” представляет собой два диска с композициями, записанными с разницей в 33 года. Сессии первого диска (в подборке – “The Sheik Of Araby”, “Summertime”) были сделаны с первоначальным составом бэнда в 1965-66 годах для студии Джорджа Бака (George Buck, “Jazzology”), но по разным причинам никогда не были изданы. Здесь можно услышать очень напористую ритм-секцию – Дик Гриффит (Dick Griffith) на банджо, Маулди Дик МакКарфи (Mouldy Dick McCarthy) на контрабасе, Арт Палвер (Art Pulver) на барабанах, прекрасное, развязно-разболтанное фортепиано безбашенного «тапёра» Билла Синклера и очень свободный стиль Римингтона в их характерной связке с громогласными Биллом на тромбоне и Фредом Вигорито на трубе. На втором диске – записи 1998 года вновь собранного бэнда с изменённым составом (в подборке – “Apple Blossom Time”, “Tipi-Tin”, “Now Is The Hour”). К этому году два участника ритм-секции умерли (Гриффит и Палвер), их заменил Arnie Hyman на басу, с другой стороны, прибавилось язычковых: Сэмми Римингтон, ещё более виртуозный, чем раньше, играет здесь на пару с заменившим его в своё время Полом Бёмке, первый, как обычно, на кларнете и альте, второй – на теноре. В сочетании с трубой и тромбоном вся эта игра четверых духовых «на первой линии» местами становится особенно замысловатой и «сложносочинённой» – но это не только не вредит общему звучанию, но лишь добавляет драйва и радости. А на многих из записей Билл, кстати, успевал ещё и петь – тоже более чем громогласно, хрипло и увлекательно-небрежно. В общем, слушаем этот музыкальный аттракцион нескончаемой новоорлеанской щедрости! Ольга Дюдина #BigBillBissonnette #JazzCalendar #OlgaDyudina #JazzTrombone #NewOrleansJazz #JazzProducer #JazzLeader #BandLeader #JazzBandLeader #5FebruaryJazz